Виадук
(франц. viaduc, от лат. via - дорога, путь и duco - веду), мостовое сооружение, как правило, большой протяженности и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек и т.д. Виадуки строятся иногда вместо высоких насыпей, если возведение последних экономически невыгодно или технически нецелесообразно, например, вследствие слабости грунта основания. Постепенное нарастание высоты опор (а в некоторых видах виадуков и размера пролетов в наиболее высокой части) отличает виадук от эстакады, имеющей обычно незначительное изменение высоты опор и одинаковые размеры пролетов. В. бывают каменными, металлическими, бетонными, железобетонными, главным образом многопролетной арочной, реже балочной, конструкции. Виадуки были известны уже в Древнем Риме, где возводились по системе арок, выложенных из крупных каменных блоков, придававших виадуку характерное для утилитарных римских построек выражение суровой мощи. С конца 19 в. каменные виадуки вытеснены металлическими и железобетонными. Конструктивные возможности этих материалов и разработка научной теории мостостроения позволили значительно снизить объем и массу основных частей сооружения и повлияли на возникновение современных виадуков, в которых архитектурный образ основан на эмоциональной выразительности подчиненных инженерной логике и пластически осмысленных обнаженных конструкций (железобетонный виадук в г. Ножан на Марне, Франция; железобетонный виадук Польчевера в Генуе, 1961, инженер Р. Моранди). |
|