Строительные материалы: щебень, песок, цемент, сухая смесь, озеленение, грунт, торф, чернозем, керамзит, бетон, кирпич, ЖБИ, пеноблоки, кварц, мрамор, гранит.
Нерудные материалы
с доставкой по Москве
ОПТОМ от 20 м3
8 (495) 998-88-63
8 (916) 288-88-68
   
      главная       о фирме       цены       услуги       контакты  
  товары
      транспорт     вопросы     партнеры     справка              
щебень ЩЕБЕНЬ
щебень ГРАВИЙ
щебень ОТСЕВ
песок ПЕСОК
озеленение ОЗЕЛЕНЕНИЕ
грунт ГРУНТ ПЛОДОРОДНЫЙ
торф ТОРФ
чернозем ЧЕРНОЗЕМ
керамзит КЕРАМЗИТ
гранит ГРАНИТНАЯ КРОШКА
асфальтная крошка АСФАЛЬТОВАЯ КРОШКА
цемент, пескобетон ЦЕМЕНТ
сухая смесь СУХАЯ СМЕСЬ
щебень ПЕСКО СОЛЬ
кирпич, камень строительный КИРПИЧ
пеноблоки ПЕНОБЛОКИ
блоки БЛОКИ
тротуарная плитка ТРОТУАРНАЯ ПЛИТКА
бордюр дорожный БОРДЮР ДОРОЖНЫЙ
бетон, раствор БЕТОН
ЖБИ ЖБИ
УСЛУГИ
щебень ВЫВОЗ СНЕГА  
щебень ВЫВОЗ ГРУНТА  
     

Предлагаем услуги по  вывозу снега и вывозу грунта.

Статья взята с сайта

Строительный словарь

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я


Монастырь

Монастыри (от греч. monasterion — келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).

Древнейшие монастыри возникли в буддизме в середине 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в убежищах (часто в пещерах); в эти общины принимались все, независимо от общественного положения, за исключением рабов, должников и царских слуг.

Строительный словарь. Монастырь. Новодевичий женский монастырь. Москва.

Постепенно характер общин (разбогатевших в значительной мере благодаря дарениям царей, знати) изменился: первоначально обязательный принцип нищенства стал фикцией, монастыри из убежища от мирской суеты превратились в идеологическую опору существующего строя. Вслед за Индией буддийские монастыри появились в Бирме и Таиланде (2—3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6—8 вв.), Индонезии (7 в.). Буддийские монастыри стали крупными феодальными землевладельцами, активно участвовавшими в политической жизни государства. В дальнейшем в связи с усилением индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае влияние и число буддийских монастырей в этих странах сильно сократилось (в Индии с 6—7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Восточной Азии с 12—14 вв.). Большую роль монастыри играли в Тибете, Монголии и других районах Центральной Азии, где буддизм распространился в форме ламаизма.

Христианские монастыри возникли первоначально как поселения отшельников (в 3—4 вв. в Египте, где особенно активно действовал Антоний Великий), с 4 в. — как совместные поселения — киновийные (от греч. koinos bios — общая жизнь), или общежительные монастыри; первый такой монастырь был основан в Тавенне (Египет) Пахомием. В 4—5 вв. монастыри распространились в Палестине и Сирии, затем по всему Средиземноморью, а также в Галлии и Ирландии. Монастырская жизнь регламентировалась уставом: в византийских монастырях преимущественно уставом Василия Великого (4 в.), позднее — уставом Студийского монастыря в Константинополе (9 в.), в западно-европейских монастырях в основном уставом Бенедикта Нурсийского, основателя монастыря в Монтекассино (около 530, Италия), положившего начало ордену бенедиктинцев. Во главе католических монастырей стояли аббаты (или аббатисы), в православных — игумены (или игуменьи). В экономическом отношении монастыри представляли собой хозяйсвтенно самодовлеющие организмы. На самом раннем этапе развития монастырей они создавались как коллективы подвижников, равных между собой, обязанных трудиться (все они должны были заниматься физическим трудом); идеологически первые монастыри давали иллюзорный выход для социального протеста против существовавшего миропорядка. С развитием феодализма характер монастырей изменился, внутри монастырей произошло расслоение, монахи стали разделяться на ряд категорий — по своим функциям, социальному положению и связям, моральному авторитету. Западно-европейское монашество стало в значительной мере рекрутироваться из рядов феодалов, монастырская верхушка вливалась в господствовавший класс. В католических монастырях физический труд монахов с 10 в. был запрещён, с 11 в. наиболее тяжёлые работы в земледелии, скотоводстве были переложены на особых работников (конверзов) и на эксплуатируемое монастырями крепостное крестьянство. Монастыри в процессе развития феодализма превращались (в первую очередь за счёт крестьянских земель) в крупных феодальных землевладельцев. Земельные владения многих средневековых монастырей достигали сотен тыс. га (например, в 9 в. французский монастырь Сен-Жермен-де-Пре владел 430 тыс. га земли, Сен-Мартен — 810 тыс. га). На монастырских землях широкое распространение получила практика прекариев. Королевская власть содействовала укреплению католических монастырей, предоставляя им административную, податную, судебную независимость. Византийские монастыри существенно отличались от западно-европейских: монахи могли распоряжаться имуществом, составлять завещания, жили по большей части келейно, а не общежительно; византийские монастыри до 14 в. не стали крупными земельными собственниками, экономически были подконтрольны государственной власти. В 11—13 вв. наблюдался подъём монастырского хозяйства в Западной Европе. Используя труд множества зависимых крестьян, как лично свободных, так и работавших на барщине (например, в крупных монастырях центральной Англии), Монастыри расширяли обрабатываемые площади, поднимая целину, расчищая леса, осушая болота. Большое число монастырей представляло собой крупные хозяйства с развитыми земледелием и ремёслами. Расположенные на торговых путях, многие монастыри рано начали втягиваться в товарно-денежные отношения, вели торговлю солью, вином, хлебом и др., становились центрами торгово-ростовщических сделок, своеобразными банками средневековья. С развитием товарно-денежных отношений монастыри, включившиеся в светскую жизнь, подвергались "обмирщению", жизнь монахов утратила аскетический характер первоначальных общин (стали процветать разврат, обжорство, тунеядство). Укрепление католических монастырей в 11—13 вв. в большой мере было связано с Клюнийской реформой, сторонники которой требовали в первую очередь восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского.

На базе католических монастырей возникали монашеские ордена, ряд монастырей объединялись в конгрегации. С образованием в 12—13 вв. (в условиях крестовых походов) духовно-рыцарских орденов возник новый тип католических монастырей, предназначавшихся для поддержки крестоносцев; при монастырях устраивались лазареты для раненых, пункты для обмена и выкупа пленных, убежища для паломников и т. д. Создание так называемых нищенствующих орденов в 1-й половине 13 в., в период обострения социально-политической борьбы в связи с ростом товарно-денежных отношений, обусловило появление католических монастырей, тесно связанных с городом, в число их важнейших задач входила борьба с народно-еретическими движениями. Направлявшиеся из этих монастырей в качестве миссионеров монахи нередко создавали в разных странах новые, "дочерние" монастыри, зачастую становившиеся опорными пунктами военных захватов и колонизации. Монастыри являлись оплотом папства в его борьбе за политическое господство в Европе (тем самым они препятствовали процессу централизации европейских государств).

Если в раннее средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла (при монастырях функционировали монастырские школы, мастерские письма), то по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологических оков, они становятся главными центрами борьбы против научной мысли и передовых идей.

Сильное потрясение испытали католические монастыри в эпоху Реформации, сопровождавшейся ликвидацией на территориях, где распространился протестантизм, монашества как особого института, закрытием монастырей и секуляризацией их земельных владений (в Англии, скандинавских странах, Нидерландах, части Швейцарии, Шотландии, немецких протестантских княжествах). Новый подъём монастырского движения был связан с Контрреформацией, новые монастыри со 2-й половины 16 в. ставили своей главной задачей подготовку церковных кадров для борьбы с протестантами. Монастыри, и прежде всего монастыри иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Большой удар по монастырям был нанесён буржуазным революциями 18—19 вв. (особенно Великой французской революцией). Однако в связи с ростом революционного рабочего и демократического движения буржуазная реакция восстановила в ряде стран многие ранее упразднённые монастыри. С конца 19 в. число монастырей стало расти, а их реакционная деятельность (борьба против рабочего демократического движения, социализма) приобрела широкий размах. В 20 в. некоторые протестантские церкви (англиканская, ряд евангелических церквей в США и др.), раньше решительно отвергавшие монастыри, допустили их появление.

В исторической литературе нередко монастыри называют обители мусульманских дервишей, а самих дервишей причисляют к монахам; но это утверждение неточно.

В большинстве современных капиталистических стран монастыри перестали играть роль самостоятельных хозяйственно-экономических единиц. Накопления, производимые в монастырях, сосредоточиваются у монашеских орденов, которые пускают капиталы в оборот — вкладывают в банки, предприятия, торговлю, главным образом путём приобретения пакетов акций. Ликвидировано крупное землевладение монастырей, их деятельность регулируется государственными установлениями, значительно сократилась численность их обитателей, некоторые монастыри прекратили существование. В 60—70-х гг. 20 в. многие монастыри оказались под воздействием процессов модернизации католической церкви. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора 1962—65 монастыри обязаны, особенно в районах миссионерства, считаться с местными традициями и обычаями.

Согласно официальным данным 1972, в мире насчитывается 25 тыс. мужских и 100 тыс. женских католических монастырей (но в каждом из них, особенно в женских, число обитателей невелико: 10—20 чел.). Западно-европейские монастыри являются активными проводниками политики клерикализма.

В СССР церковь отделена от государства; небольшое число существующих здесь православных монастырей являются чисто религиозными организациями. В европейских социалистических странах монастыри как крупные земельные собственники ликвидированы, были изданы постановления, ограничивающие земельные участки монастырей: в Албании — 27 мая 1946, в Болгарии — 12 марта 1946, в Венгрии — 15 марта 1945, в Польше — в марте 1950, в Чехословакии — 14 и 18 октября 1949, в Югославии — в 1945. В Румынии (где крупное монастырское землевладение было ликвидировано ещё во 2-й половине 19 в.) сельскохозяйственное имущество монастырей, согласно закону об аграрной реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монастырское землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по аграрной реформе 1945 было признано целесообразным не проводить конфискации земельной собственности монастырей.

В социалистических государствах Азии монастыри. также перестали являться крупными землевладельцами. В МНР ещё в декабре 1928 решением Великого народного хурала крупная феодальная собственность (в т. ч. монастырская) подлежала конфискации. В ДРВ по закону об аграрной реформе от 4 декабря 1953 земли монастыри подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР закон от 5 марта 1946 запрещал монастырские владения свыше 5 чонбо (1 чонбо = 0,99 га). В КНР в соответствии с законом об аграрной реформе (июнь 1950) земли монастырей подлежали реквизиции и распределению между безземельными и малоземельными крестьянами.

Монастыри в России появились в 11 в. в связи с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими им земли, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. Монастыри сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси. В первые века после крещения Руси монастыри были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11—12 вв. наибольшее значение приобрёл Киево-Печерский монастырь. Наряду с крупными монастырями (Киево-Печерским, Новгородским Юрьевым и др.) в 12—13 вв. распространение получили мелкие монастыри, имевшие по 3—5 монахов-отшельников. Во 2-й половине 14 в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу монастырей — монахи были переведены на общежительный устав. Роль монастырей в экономической, политической и церковной жизни заметно возрастает. В 14—15 вв. возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. крупные монастыри; в 16 в. на севере, в Подвинье, — Антониево-Сийский монастырь; в Поволжье, после завоевания Казани, центральные монастыри основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчётам историка С. Б. Веселовского во 2-й половине 16 в. в России было не менее 200 монастырей. Они расширяли свои владения, осуществляли покупки и вымогали земли под видом вкладов, просили государственные пожалования, захватывали окрестные черносошные земли. На этой почве происходили острые столкновения монастырей с крестьянами. Монастыри опутывали крестьян сетью долговых обязательств ("серебренечество"). В конце 15—16 вв. рост монастырского землевладения начал тревожить великокняжескую власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель, удобных для испомещения служилого дворянства. В 1503 на церковном соборе был поставлен вопрос о ликвидации церковного и монастырского землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости монастырям владеть населёнными крестьянами сёлами развернулись между нестяжателями и иосифлянами. На Стоглавом соборе (1551) было решено ограничить приобретение земель монастырями. В 1572 правительство запретило производить земельные вклады в крупные монастыри, а в 1581 на церковном соборе было принято решение о безусловном запрещении монастырям приобретать земли. Вводя монастырскую запашку, увеличивая повинности, развивая ростовщическую деятельность, монастыри усиливали эксплуатацию крестьян. Крестьянские волнения произошли в 1594—95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, где монастырские власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крестьянского восстания И. И. Болотникова (1606—07) монастыри деятельно помогали правительству Василия Шуйского в подавлении крестьянского движения. Оправившись после экономической разрухи, нанесённой Крестьянской войной и иностранной интервенцией начала 17 в., монастыри вновь стали к середине 17 в. серьёзной экономической и политической силой. Правительство Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 запретило монастырям покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост монастырей сократился при Петре I, который взял под контроль монастырские доходы, запретил монастырям скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монастырских крестьян, была произведена секуляризация монастырских земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губернии секуляризация была проведена в 1786—1788). Однако в 19 в. в царствования Александра I и Николая I монастыри снова получили пахотные земли и угодья. Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. монастыри использовались как места заключения лиц, обвиняемых в религиозном свободомыслии. На территории многонациональной Российской Империи имелись также буддийские и католические монастыри.

К 1917 в России насчитывалось 1025 православных монастырей, в которых было около 100 тыс. монахов, монахинь и "послушников". Монастыри в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европейской России, они получали значительный денежный доход (Троице-Сергиева лавра — около 1,5 млн. руб. в год). Монастыри враждебно встретили Октябрьскую революцию 1917, в годы Гражданской войны 1918— 20 служили оплотом контрреволюции. Декретом Советского правительства от 20 января (2 февраля) 1918 церковь была отделена от государства, а имущество монастырей объявлено народным достоянием. Земли монастырей были розданы крестьянам, многие здания монастырей отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется несколько православных монастырей с небольшим числом монахов. Монастыри являются чисто религиозными организациями.

Архитектура монастырей отразила многообразие их функций и их менявшуюся роль в общественной жизни. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. в Индии появились буддийские монастыри, распространившиеся в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные монастыри (главным образом на З. Индии — в Аджанте, 2 в. до н. э. — 7 в. н. э., Карли, 1 в. до н. э., Багхе, около 400—700) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, а позже монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки; аналогичны пещерные монастыри Китая (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353—366). Монастыри из наземных построек, известные в Индии (Наланда, основан в 427), в Китае приобрели характер комплекса храмов, молитвенных, жилых и мемориальных пагод (Лингусы в Нанкине, 14—17 вв.) или регулярного осевого ансамбля смежных дворов и деревянных храмов-павильонов. В Японии и Юго-Восточной Азии получили развитие ансамбли деревянных монастырских зданий (Салин в Мандалае, 2-я половина 19 в.). Ламаистские монастыри Тибета строились но строгим канонам и окружались стенами (Самье в верховье р. Цангпо. середина 8 в., с главными зданиями, помещенными на оси В. — З.); обычно они располагались амфитеатром на склонах гор. В Монголии монастыри распространились с конца 16 в.: наряду с монастырями типа "хуре" (кольцевой план которых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами строились монастыри китайского ("сумэ"), тибетского ("хит") и смешанных типов (Да-Хуре в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойчжин-Ламайн-сумэ в Улан-Баторе, 1904—08; Амур-Баясхуланту-хит, 17—18 вв.). В 18 в. ламаистские монастыри распространились в Бурятии ("дацаны" — обширные регулярные комплексы ярусных храмов и домов лам) и Калмыкии ("хурулы" — комплексы войлочных кибиток, деревянных и каменных храмов, молелен, жилых домов).

Христианские комплексы монастырей появились в Восточной Римской империи в коптском Египте в 4—5 вв. (Бауит, 4 в.; Белый монастырь, около 440; Красный монастырь, 5 в.); к древневосточным укреплениям восходят суровые, высокие, сужающиеся кверху стены, внутри которых — церкви (3-нефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. Этот тип развивался в ряде стран Северной Африки (Тебесса в Алжире, 5—6 вв.) и Передней Азии (Калат-Семан в Сирии, 5—6 вв.).

В 6—9 вв. сформировались архитектурный тип и планировка западно-европейского католического монастырского комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820). В окруженном стенами регулярно распланированном монастыре доминировала церковь, к которой примыкал (обычно с юга) дворик-клуатр с галереями. Вокруг клуатра располагались зал капитула, трапезная (рефекторий), спальня (дормиторий) — чаще всего 2-нефные залы; в продуманном порядке размещались хозяйственный двор с мастерскими и службами, кладовые, больница, странноприимный дом. Композиция монастырей варьировалась различными орденами. Монастыри и монастырские церкви 11—12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077—88; Клюни в Бургундии, 1088—12 в., церковь Марии на озере Лах в Германии, 1093—1156) принадлежат к наиболее значительным архитектурным памятникам романского стиля. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки и т. д.); с экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец 13 — 14 вв.).

Православные монастыри Византии, балканских славян, Руси и Грузии и армянские монастыри имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся часто в течение веков (византийские монастыри — Хора в Константинополе, 5—15 вв., и на полуострове Айон-Орос; Санаин; Бачково в Болгарии, 11—19 вв.; Киево-Печерская лавра, Гелатский монастырь). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре — собор, трапезная, колокольня, колодец. Архитектурные формы служебных и хозяйственных построек (больниц, бань, прачечных) часто связаны с народным зодчеством. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Русские монастыри, постепенно расширяясь и обстраиваясь, превратились в живописнейшие архитектурные ансамбли, объединившие произведения многих эпох. При основании и расширении монастырей учитывались их расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплексе ландшафтом. Оборонные функции определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра; Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове). Построенные вокруг городов или в их черте монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (московские монастыри 16—17 вв. — Донской монастырь, Новодевичий монастырь и другие, служившие крепостями на подступах к столице). Архитектурные формы русских монастырей до середины 16 в. были строгими, лаконичными, а к концу 17 в. обогатились красочным узорочьем. Пространственная композиция и силуэт монастырей активно участвовали в формировании облика городов.

В периоды Возрождения и особенно барокко монастыри-крепости, особенно характерные для дальних колоний (Актопан в Мексике, 1546—74), уступали место парадным ансамблям монастырей-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный монастырь). В 19—20 вв. новые монастыри строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956—59, архитектор Ле Корбюзье). Многие как христианские, так и буддийские монастыри стали музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.

По материалам: Большая советская энциклопедия

 

 

Справка >> Строительный словарь >> Монастырь

 

E-mail: tmvt2012@yandex.ru  



строительные материалы | товары | песок | щебень | бетон | мрамор | кварц | гранит | кирпич | цемент | керамзит
озеленение | грунт | торф | чернозем | сухая смесь | жби | пеноблоки | прочие | цены | услуги | транспорт
новости | вопросы | справка | ГОСТы строительные | партнеры | контакты | ссылки | карта сайта



 
Яндекс.Метрика