Строительный словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Бензин
Бензин (франц. benzine), смесь углеводородов различного строения, бесцветная жидкость с пределами кипения 33—205°С. Температура замерзания бензина ниже —60°С, температура вспышки ниже 0°С, плотность 700—780 кг/м3 (0,70—0,78 г/см3).
При концентрациях паров бензина в воздухе 74—123 г/м3 образуются взрывчатые смеси. Основной источник получения бензина — перегонка и каталитическая переработка нефти; небольшие количества бензина получают переработкой каменных углей и горючих сланцев, а также из природных и попутных газов. Бензин применяют главным образом в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от искры (карбюраторные и с непосредственным впрыском); около 10% бензинов используют как растворители, промывочные жидкости и для других целей. Бензины, применяемые как топливо, делят на автомобильные (табл. 1) и авиационные (табл. 2).
|
|
Табл. 1. — Марки и качество автомобильных бензинов
Показатели |
Марки |
А-66 |
A-72 |
A-76 |
АИ-93 |
АИ-98 |
Октановое число по моторному методу (не менее) |
66 |
72 |
76 |
85 |
89 |
Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина (не более) |
0,6 |
- |
0,41 |
0,82 |
0,82 |
Температура начала перегонки бензина, °С (не ниже) |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
Конец кипения, °С (не выше) |
205/185 |
195/185 |
195/185 |
195/185 |
195* |
Давление насыщенных паров, кн/м2 (не более) мм рт. ст. (не более) |
670/930 500/700 |
670/930 500/700 |
670/930 500/700 |
670/930 500/700 |
670 500 |
Индукционный период, мин (не менее) |
450 |
600 |
900 |
900 |
900 |
Кислотность, КОН мг/л бензина (не более) |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Содержание (фактическое) смол, мг/л бензина (не более) |
150 |
100 |
100 |
70 |
70 |
Содержание серы, % (не более) |
0,15 |
0,12 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
* Для бензина АИ-98 нет деления на летний и зимний; для других бензинов в числителе приведены данные для летних, в знаменателе — для зимних.
Табл. 2. — Марки и качество авиационных бензинов
Показатели |
Марки |
Б-100/130 |
Б-95/130 |
Б-91/115 |
Б-70 |
Детонационная стойкость октановое число по моторному методу (не менее) сортность на богатой смеси (не менее) |
98,6 130 |
95 130 |
91 115 |
70 - |
Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина (не более) |
2.7 |
3.3 |
2.5 |
- |
Температура начала перегонки, °С (не ниже) |
40 |
40 |
40 |
40 |
Конец кипения, °С (не выше) |
180 |
180 |
180 |
180 |
Кислотность, КОН мг/л бензина (не более) |
10 |
10 |
10 |
10 |
Содержание (фактическое) смол, мг/л бензина (не более) |
20 |
20 |
20 |
20 |
Содержание серы, % (не более) |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Период стабильности, ч |
8 |
8 |
8 |
|
|
|
|
|
|
Автомобильные бензины подразделяются на летние (для применения с апреля по сентябрь во всех районах, кроме северных и северо-восточных) и зимние (для северных и северо-восточных районов, а в остальных районах — с октября по март). В отличие от летних бензинов в зимних содержится большее количество низкокипящих углеводородов. Бензины характеризуются следующими показателями: склонностью к образованию отложений (содержание фактических смол), коррозионной агрессивностью (кислотность и содержание серы), стабильностью при хранении (индукционный период и период стабильности).
Важнейшее эксплуатационное свойство бензинов — их детонационная стойкость, т. е. способность нормально сгорать в двигателе при различных условиях. Антидетонационные свойства бензинов оцениваются октановым числом, а для авиационных бензинов — также и сортностью. Чем выше октановое число бензина или его сортность, тем лучше его антидетонационные свойства. Деление бензинов на марки основано на этих свойствах: для автомобильных бензинов приводится значение октанового числа (А-66, A-72, АИ-93); авиационные бензины (кроме Б-70) маркируются дробью (Б-100/130, Б-91/115), где в числителе дается октановое число, а в знаменателе — сортность. Для повышения детонационной стойкости бензинов в них добавляют антидетонационную присадку — тетраэтилсвинец (ТЭС). Такие этилированные бензины ядовиты, в работе с ними необходимы меры предосторожности; их обязательно окрашивают (для отличия от неэтилированных).
Действие на организм. Бензин проникает в организм в основном через легкие. Опасность отравления бензином существует на всех этапах его производства, транспортировки и особенно при использовании бензина. Предельно допустимая концентрация в воздухе паров бензина от 100 до 300 мг/м3, бензина-растворителя — 300 мг/м3. При остром отравлении парами бензина появляются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки глаз, носа, в тяжелых случаях — головокружение, неустойчивая походка, психическое возбуждение, замедление пульса, иногда потеря сознания. При хроническом отравлении обычны жалобы на головные боли, головокружения, расстройства сна, раздражительность, повышенную утомляемость, похудание, боли в области сердца и др.
Первая помощь и лечение. При острых отравлениях — свежий воздух, кислород, сердечные и успокаивающие средства; при остановке дыхания — искусственное дыхание. При попадании бензина в желудок — внутрь растительное масло (30—50 г). При хронических отравлениях — общеукрепляющее лечение, физиотерапия, временное отстранение от работы с бензином. Лица, страдающие функциональными заболеваниями нервной системы и эндокринных органов, к работе с бензином не допускаются.
По материалам: Большая советская энциклопедия
|