НОВОСТИ строительной отрасли
Дефицита щебня в Петербурге нет
Основной объем щебня в Ленинградской области производят ОАО «Гранит-Кузнечное» и два Каменногорских карьера, входящих в структуру ПО «Ленстройматериалы». Кроме того, в число крупных производителей входят ЗАО «Выборгское карьероуправление», но это второй класс по радиоактивности, и ФГУП «436 Комбинат Нерудоископаемых МО РФ».
По оценкам специалистов ОАО «Гранит-Кузнечное», за последние 7 лет потребление гранитного щебня в Санкт-Петербурге выросло на 60% - с 5 млн.куб.м в 2000 году до 8,4 млн.м.куб в 2006. При этом, строительный комплекс Санкт-Петербурга и Ленинградской области не испытывает недостатка в щебне и не будет испытывать в перспективе.
Ленинградская область является одним из крупнейших производителей высококачественного гранитного щебня в Российской Федерации, и практически на 100% обеспечивает сырьем предприятия строительной индустрии Санкт-Петербурга и Ленобласти. Объемы произведенного в 2006 году гранитного щебня превысили 12 млн.кубометров. За пределы региона вывозится менее 1/3 объемов производства.
ОАО «Гранит-Кузнечное» в Санкт-Петербург и Ленобласть поставляет более 80% производимой продукции. В планах этого года поставить в город 3,2 млн. кубометров. Необходимо заметить, что рост объемов обеспечивают исключительно производители Ленобласти. Поставки щебня в Санкт-Петербург извне осуществляются только из Республики Карелии, но эти объемы невелики и говорить об их значимости не приходится. При этом, в основном это габбродиабаз, используемый для производства асфальта.
Разговоры по поводу дефицита гранитного щебня порождены не объективным недостатком нерудных материалов, а попыткой найти КРАЙНЕГО. Ни в 2005 году, ни в 2006 году, ни тем более, сейчас, в городе и области не было и нет ни одного строительного объекта, не сданного в срок по причине недостатка нерудных строительных материалов.
Наглядным доказательством этих слов в настоящий момент могут служить запасы щебня на площадках в городе, в том числе и нашего предприятия. Речь может идти только о локальных отклонениях объемов производства и потребления, вызываемых фактором сезонности и усугубляемых слабо развитой транспортной инфраструктурой города и региона, а также постоянными летними «коллапсами» на Октябрьской железной дороге.
Ни для кого не секрет, что транспортная инфраструктура города и области в настоящее время отстает в своем развитии от современных требований и функционирует со значительными перегрузками. Наиболее ярко это проявляется в период увеличения массовых грузопотоков на всех видах транспорта, т.е. летом. Это в полной мере относится к видам транспорта, используемым для доставки нашей продукции потребителям.
Железнодорожный транспорт, в недавнем прошлом практически монопольно перевозивший основные объемы щебня из Ленинградской области в Санкт-Петербург, на протяжении последних лет снижает объемы перевозок и уступает грузопотоки автомобильному транспорту. Причина кроется в переключении провозных способностей железных дорог на более высоко тарифицируемые грузы, такие как уголь, древесина, металл, в износе локомотивного и вагонного парка общего пользования. Как ни странно, перспективные планы развития железнодорожной сети нашего региона не добавляют оптимизма в этом вопросе. В связи с реализацией проекта высокоскоростного движения Санкт-Петербург – Хельсинки в ближайшем будущем будет выключена из грузового движения ветка Санкт-Петербург – Выборг, а о строительстве альтернативного транспортного коридора в настоящее время пока забыто.
Водным транспортом в период навигации ежегодно поставляется в город 600-700 тыс.куб.м. гранитного щебня. Этот показатель сохраняется стабильным на протяжении нескольких лет. Примерно половина из этого объема – продукция нашего предприятия, остальные объемы поставляются из Карелии. Провозные способности флота позволяют перевозить и большие объемы, но их рост сдерживается ограниченным количеством причалов в черте города, пригодных для перевалки щебня.
Автомобильный транспорт за последние 2 года продемонстрировал стремительный рост объемов перевозок. По нашим оценкам, за 2006 год автотранспортом доставлено в город гранитного щебня более 1,8 млн. куб.м. За год автомобилисты переключили на себя с железнодорожного транспорта около 800 тыс.куб.м. И это только щебень – без учета перевозок песка, отсева, различных смесей и горной массы. Оценка суммарной провозной способности автотранспорта, эксплуатируемого в настоящее время в регионе, дает величину более 3 млн.куб.м. в год. Этот нереализуемый уже сейчас потенциал позволяет сделать вывод об ограничениях, накладываемых неразвитой сетью автомобильных дорог в области, находящихся к тому же в неудовлетворительном состоянии. Фактически мы имеем одну автодорогу в области, пригодную для круглогодичной доставки щебня – федеральную трассу «Скандинавия».
По материалам: Строительная система CONON.RU
|